Драматургия Александра Островского возникла в БДТ в 1933 году вместе с «Доходным местом». До этого театр «высокой трагедии и комедии» редко обращался к классической отечественной драматургии.
Спектакль «Доходное место» в БДТ ставили почти год, пригласив историков, философов и литературоведов. Работа была проведена масштабная. Борис Эйхенбаум – участник ОПОЯЗА, представитель «формальной школы», доктор филологических наук делал литературную редакцию текста. Художник Леонид Чупятов, занимавшийся в мастерского живописца Кузьмы Петрова-Водкина, нарисовал необычные масштабные декорации, режиссер Владимир Люце, ученик Вс. Мейерхольда, ввел в действие новых персонажей – солдат, офицеров, разносчиков, прислугу, а также самого драматурга Островского вместе с критиком Аполлоном Григорьевым. Для персонажа Островского сделали узнаваемый портретный грим и костюм, чтобы зритель, получивший программку с портретом драматурга, мог его распознать. Художник Чупятов, по словам исследователя Надежды Хмелевой, «круговорот окружающей жизни воплощал в динамике мизансцен».
В центре сцены была поставлена единая конструкция, напоминающая дом с балкончиками на разных уровнях и спиральной лестницей. По этой лестнице и шествовало безмолвное Замоскворечье – от цыган до литераторов. Все эти персонажи создавали ауру времени. На второй план ушло разоблачение взяточничества и беззакония бюрократов старого мира. Главного героя Жадова представили, как трагическую фигуру уровня Чацкого, добавив в сценический текст реплик из «Горе от ума». Авторы «Доходного места» 1933 года романтизировали Островского, любуясь царившей на сцене идиллией прошлой жизни.
Александр Гвоздев:
Для творческих путей Большого драматического театра этот спектакль играет очень значительную роль как необходимый этап проверки и подведения итогов многолетней работы и большого, накопленного за последнее десятилетие, художественного опыта.
Как же театр подошел к осуществлению этой задачи?
Основную тему спектакля театр увидел в образе Жадова. «Показ фигуры молодого человека Х1Х столетия и является основной темой нашего спектакля», — говорит режиссер В. Люце, указывая, что «в лице Жадова мы имеем фигуру нарождающегося молодого интеллигента-разночинца, трагическую фигуру, по большей части гибнущую от окружающей ее действительности». «Доходное место» — это «не комедия, а трагедия русского идеализма», и трактовка театра «придает пьесе смысл общественной трагедии и заставляет выдвинуть на первый план Жадова в его соотношении с Вышневским. При этой трактовке Юсов становится персонажем аккомпанирующим, оттеняющим и дополняющим смысл пьесы» (Б.М. Эйхенбаум).
Стремясь поставить Жадова на одно из первых после Чацкого мест, «укрупнить и идеологически уточнить фигуру Жадова»‚ театр меняет финал пьесы, считая, что благополучный для Жадова конец, данный Островским, ведет к тому, что «трагедия искусственно и даже прямо фальшиво превращена в комедию» (Б.М. Эйхенбаум). Театр исправляет Островского; Жадов, пришедший в финале просить «доходного места» у Вышневского, раз упав, уже не поднимается.
Театр показал в своей постановке нового для нас художника-декоратора Л.Т. Чупятова. Поскольку это первая его работа, которую мы видим в театре, он невольно заинтересовывает стройностью выполнения единой для всех актов установки, меняющейся в частях для отдельных сцен. Архитектурно-конструктивная часть этой работы выполнена умело. Но как дополнительное раскрытие образов спектакля и его идейной планировки «живописная конструкция» Чупятова вносит в постановку сильный эстетизирующий тон, от которого веет непреодоленным, хотя и сильно упрощенным «Миром искусства». Заэстетизировано все «Замоскворечье» с его идиллией розовых красок беседки. Никакой затхлости обывателя здесь нет. Напротив, все мирно и «приятно» и просится на «любование». Проделав «громадную творческую работу над классиком» театр показал свою работоспособность, сильный актерский ансамбль, желание идти по пути раскрытия широкого идейного замысла. Эти особенности нельзя недооценивать. Но с трактовкой‚ «Доходного места» как «трагедии русского идеализма» нужно спорить горячо и долго, дабы убедить театр, что это не более как «мишура»: «тряхнули и все осыпалось»!..
Александр Гвоздев «Островский на советской сцене: Доходное место в Б.Д.Т.»
(«Рабочий и театр». 1935 г. Март)
Премьера — 12 февраля 1933 года
Постановка — В. В. ЛЮЦЕ