Спектакль Большого драматического театра «Таланты и поклонники» был поставлен в конце прошлого сезона, и теперь, кажется, он приобрел четкий контур и своих страстных сторонников, удивляя зрителей пронзительностью и глубиной слаженного актерского исполнения. Это тот редкий случай, когда пьеса классического репертуара заставляет аудиторию волноваться, сопереживать и смущенно смахивать слезы. Да, представьте, на «Талантах», как и в старые добрые времена, публика плачет...
Пространство сцены в сценографии Эдуарда Кочергина решается как альбом: вместо традиционных декораций —огромного размера исторические фотографии, сменяющие друг друга по ходу действия: незатейливая обстановка комнат, гуляющая по саду публика, вокзал, перспектива провинциального города. Пьеса Островского, погружаясь в фотографическую реальность, приобретает иллюзорные очертания. Такая транскрипция времени стилизует все происходящее на сцене. Иногда, останавливаясь в «стоп-кадре», действие застывает, мизансцена трактуется как снимок. Формат воспоминаний о былом подчеркнут и музыкальным оформлением. Знакомый до боли «Ноктюрн» Шопена настраивает зрителя на ассоциации ностальгические. Такой ход театр выбирает сознательно, как бы лукаво улыбаясь, прерывает сентиментальные аккорды напоминанием отключить мобильные телефоны. Это ирония. Ее чувствует зал, откликаясь на «трюк» хохотом, и первая же фраза спектакля, которую произносит артистка Ирутэ Венгалите (мать героини) с ухмылкой, приглядываясь к первым рядам партера: «Сидят по уши в деньгах зарымшись, а нет, чтобы бедной девушке помочь», настраивает на комедийный лад.
Концепции Николая Пинигина чужда болезненность и тягость бытия. Приглушая хрестоматийный для советского театра социальный конфликт пьесы, режиссер находит иные ракурсы смысла. Фактура пьесы в трактовке театра становится просветленной, лиричной. История о талантах и поклонниках прочитана с любовью к ее героям, с надеждой на их счастливые времена. В спектакле БДТ героиня влюбляется в соблазнителя. Да и сам он — заботливый, внимательный, надежный — не даст повторить ей судьбу Ларисы из «Бесприданницы». Серьезный разговор о любви к искусству, театру, женщине ведется без назиданий, в тональности легкой иронии и грусти о былом.
Ольга Ванютина «Таланты и поклонники» или старые пьесы о главном», «Таланты и поклонники» в АБДТ имени Г.А. Товстоногова»
(«Театральный Петербург». 2002 г. № 5 (23). Март)