ФЕСТИВАЛЬ «НАШЕ ВСЁ. ОПЫТ 1.»


Пушкинские чтения, пения, гадания, пляски 

и опыты драматических изучений



виджет Наше все (2).jpg


Телеграм-канал «опыт первый» сопровождал зрителей 25 января на протяжении 24 часов. Цифровой отпечаток жизни фестиваля стал самостоятельным художественным произведением. Переходите по ССЫЛКЕ, чтобы увидеть, как выглядел «НАШЕ ВСЁ. Опыт 1.».

В 2024 году, благодаря проекту «Опыты драматических изучений», в репертуаре БДТ появились три спектакля: «Каменный гость», «Пир после чумы», «Моцарт и Сальери». Объединяет их стремление молодых режиссеров Арсения Мещерякова, Арсения Бехтерева и Александры Толстошевой вступить в диалог с Александром Сергеевичем Пушкиным. Как очистить тексты классика от стереотипного восприятия, навеянного настойчивой рекомендацией к чтению в школьные годы? Как понять, что объединяет нас сегодняшних с «солнцем русской поэзии»? Что сближает вчера Пушкина и наше сегодня? 
За время проекта плотность и интенсивность столкновений с Пушкиным увеличилась. Круг вопросов к нему оказался необозримым. В результате чего температура наших опытов непрерывно возрастала. Так родилась идея фестиваля «НАШЕ ВСЁ. Опыт 1.» - проекта, высвобождающего горячую энергию прошлого и настоящего. В нем мы продолжаем диалог с Пушкиным, приглашая к нему представителей разных поколений и разных видов искусства. Это определило междисциплинарный характер программы. В афишу фестиваля вошли спектакли, перформансы, концерты современной музыки, лекции, сеансы трансформации и настольные игры.
Время и пространство. Гений и злодейство. Прошлое и настоящее. Жизнь и смерть. Правда и миф. Теория и практика. Порядок и хаос. Эксперимент и доктрина. Классика и андеграунд. Наше все и абсолютно никто. Он и мы.
Если представить, что культура живет по законам Солнечной системы, то в ее центре окажется Александр Сергеевич Пушкин. Небулярная теория эволюции Солнечной системы предполагает, что она сформировалась из туманности. Туманом окутана и фигура Пушкина в нашем сознании. Великий русский классик и известный озорник, поэт и покоритель женских сердец, национальный герой и вольнодумец, персонаж мемов и культурный бренд. Из этих противоречий каждый складывает свое представление о классике, и едва ли хоть одно из них соответствует действительности. 

Пушкин – наша точка гравитационного притяжения. Мы тянемся к нему вот уже двести с лишним лет, образуя огромное облако культуры. Великие гении прошлого и многочисленные герои настоящего, пришедшие на смену звездам предыдущих поколений. Каждый из нас говорит с Пушкиным. Соглашается с ним или спорит. Интерпретирует его тексты, исходя из своего культурного и исторического опыта. Неизменно одно – мы продолжаем диалог, преодолевающий время и пространство, жизнь и смерть. Диалог, объединяющий поколения, прошлое и настоящее. Диалог, которому не суждено прерваться.

Пушкин – тот, с кем мы соотносим себя на протяжении веков.
Пушкин – наша точка отсчета. Наше солнце. Наша планета. НАШЕ ВСЁ. 


ОН И МЫ: 
ПУШКИН И ТЕАТР. Арсений Бехтерев. Арсений Мещеряков. Александра Толстошева. «Пир после чумы». «Каменный гость». «Моцарт и Сальери». ПУШКИН И МУЗЫКА. mader nort. Илья Додылин. Мария Москвина. Хор Дурацкого. ПУШКИН И ПОЭЗИЯ. Ваня Пинженин. ПУШКИН И ХОРРОРЫ. Роман Муромцев. Екатерина Гофман. Дмитрий Баранов. ПУШКИН И НАУКА. Алина Бодрова. Екатерина Ткачёва. Екатерина Лямина. Федор Софронов. ПУШКИН И УЛИЦА. Владимир Абих. Василий Базелевс. Тигран Костан. ПУШКИН И НОВЫЕ МЕДИА. Евгений Маленчев. Екатерина Августеняк. ПУШКИН И ВЕСЕЛИЕ. Пушкинские настолки и гадания от создателей «Старинной игротеки». Театр «Организмы». ПУШКИН И ПЕЧАЛЬ. Подкаст «Базаров порезал палец». Борис Прокудин. Филипп Жевлаков. Трансформация с героями «Скупого рыцаря». Юлия Осеева.

Кураторы:
Арсений БЕХТЕРЕВ
Александрина ШАКЛЕЕВА
Театровед, театральный критик и куратор. Член Экспертного совета «Золотой маски» (2021/22, 2022/23). В разные годы была куратором / программным директором фестивалей «Маска Плюс», «Территория. Kids», «Кто ты и откуда», резиденции «Архивация нас» и др. Куратор ряда спектаклей, попадавших в номинации и лонг-листы «Золотой Маски», в список 100 лучших молодёжных проектов на Russian creative week – 2022.

Возрастная рекомендация: 16+


Расписание фестиваля 



Время Мероприятие Место проведения
весь день Телеграм-канал «Опыт первый» – перформативный проводник по событиям фестиваля Режиссер – Евгений Маленчев. Драматург – Екатерина Августеняк

13:30 - 14:00 Музыкальное шоу «10 фактов о Пушкине, притянутых за бакенбарды». Хор Дурацкого Главная лестница
14:00 - 15:00 Лекция Екатерины Ляминой «Cholera morbus, свобода художника, любовь и другие страсти: мир пушкинских "Маленьких трагедий"» Сигарный бар
14:00 - 15:00 Лекция Алины Бодровой «Болдинская осень между бытом и творчеством» Греческий зал
14:00 - 18:45 Сеансы Пушкинских игр – Проект «Старинная игротека» Зрительский буфет
весь день Поэтический перформанс Вани Пинженина «Наедине с бедой» Музей (2 комната)
весь день Наше всё и даже больше
Мокьюментари-выставка, посвященная жизни и творчеству А.С. Пушкина, приуроченная к юбилею поэта. Куратор – Владимир Абих
Променуар партера
весь день «Выстрел в Пушкина». Инсталляция-маршрут Романа Муромцева и Екатерины Гофман Променуар 3-го яруса
15:00 - 16:30 Спектакль «КАМЕННЫЙ ГОСТЬ» Основная сцена
15:00 - 16:30 Лекция Екатерины Ткачевой «Образ А.С. Пушкина в кинематографе. Автор и персонаж» Сигарный бар
15:00 - 19:30 Поэтическая лаборатория «Дописывать кто будет?» по пьесе А.С. Пушкина «Русалка». Евгения Клекотнева и «Хор Дурацкого» Музей (1 комната)
16:30 - 18:00 Пушкинская лекция Фёдора Михайловича Сигарный бар
16:30 - 18:00 Лекция от создателей подкаста «Базаров порезал палец» Бориса Прокудина и Филиппа Желвакова «"Капитанская дочка": как повзрослеть и не умереть?» Греческий зал
16:30 - 19:00 Спектакль «МОЦАРТ И САЛЬЕРИ» Малая сцена
18:00 - 19:00 Лекция Дмитрия Баранова «Пусть мир пред вами цепенеет: фольклорные образы волшебного мира Пушкина» Сигарный бар
18:00 - 19:00 Рэп-баттл «Чёрная рѣчка» Главная лестница
19:00 - 20:00 «***»
концерт-всматривание
mader nort
Зрительский буфет
19:00 - 20:30 Трансформация с героями пьесы «Скупой рыцарь» из цикла «Маленькие трагедии» – «Ужасный век = ужасные сердца?» с Юлией Осеевой Сигарный бар
19:00 - 20:30 Спектакль «ПИР ПОСЛЕ ЧУМЫ» Основная сцена
20:30 - 21:00 Музыкальное шоу «10 фактов о Пушкине, притянутых за бакенбарды». Хор Дурацкого Главная лестница
весь день Перформансы от театра «Организмы»
весь день Зона отдыха «Синие занавески» Буфет Малой сцены



Отзывы зрителей во время фестиваля и сразу после

Алина Бодрова, специалист по истории русской литературы первой половины XIX века; кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом), доцент НИУ ВШЭ

Тут совершенно всё потрясающее с самого начала, с открытия и выступления прекрасного Хора Дурацкого. Чувствуешь себя погруженным в необыкновенную атмосферу. Мы обычно занимаемся Пушкиным в академической среде, это очень определенный, возможно, суховатый формат, а здесь видишь, что Пушкин интересен и по-настоящему «жив». Замечательно, что здесь столько много разных форм выражения: хор, расплодившиеся Пушкины, замечательные спектакли и лекции. Очень приятно видеть такое количество людей, проживающий этот пушкинский день.

Юлия Клейман, исследователь театра, театральный критик, куратор; кандидат искусствоведения, доцент Российского государственного института сценических искусств

Мне идея фестиваля кажется очень содержательной, и я старалась посмотреть как можно больше. Послушала целиком лекцию Алины Бодровой про Болдинскую осень и подумала, как все-таки важно слушать настоящих ученых – тех, кто «в материале». Они через Пушкина способны дать нам доступ к большой эпохе. Когда мы слышим про то, как было устроено хозяйство в селе, которым владел Пушкин, то это становится нашей нитью к культуре, о которой мы сегодня понимаем всё меньше. Мы все больше живем таким средневековым сознанием, когда всё, что случилось в другие эпохи, – уходит в темноту безвременья, а этот проект, кроме прочего, высветляет нам пушкинскую эпоху, о которой, несмотря на хорошие известные исследования Лотмана, всё равно есть, что сказать. Через Пушкина протягиваются нити и к большой европейской культуре, и «Маленькие трагедии» становятся поводом говорить и о ней, об общеевропейской культурной мифологии. Классно, что есть проект с мокьюментари, потому что имя Пушкина плотно обросло мемами, и мурал в променуаре нас сталкивает с тем, что мы не можем отличить подлинное от мнимого, школьные сочинения от того, что действительно является историей. Это сделано по-хармсовски остроумно, с заходом на территорию контркультуры. Как и травестия всего того, что мы знали и не знали о Пушкине, в отличном исполнении Хора Дурацкого. Жалею, что нельзя всё отдельно рассмотреть, хотелось и спектакли посмотреть (я видела только «Каменный гость», и как будто в формате фестиваля следовало в середине спектакля выйти, а потом снова к финалу вернуться, жалею, что так не сделала), и лекции послушать – схватить эту разную лекторскую манеру. Послушала «Базаров порезал палец» и их парный конферанс, подумала, где бы мне найти себе пару для проведения лекций в институте. Мне понравилось жанровая сбалансированность – разнообразие интонаций разных событий. Одно из лучших – перформанс Вани Пинженина, можно смотреть бесконечно.

Юлия Кармазина, театральный журналист

Мне понравилось, что в игровой форме можно познакомиться со временем Пушкина. Каждое пространство создает возможность погрузится в что-то другое, интересное и непривычное для нас. Можно погрузится в эпоху, а можно и переосмыслить, например попробовать дописать пьесу или сразу же после лекции, в которой тебе рассказывали об этой пьесе, погрузится в спектакль по этому произведению. Вот это перетекание из пространства в пространство, из материала в материал создает срез очень живого Пушкина. Не книжного, а живого, которого мы не можем узнать из книг или литературы, а можем узнать только из своего опыта.

Екатерина Рыбас, театровед, театральный критик

Мне удалось посмотреть кусочек выступления Хора Дурацкого – впервые услышала их вживую. Девушки-пушкины выполняют функцию капельмейстеров, распорядителей действа, настраивают зрителей на нужную волну – хулиганско-ироничную, игровую. Вместе эти поющие кудрявые хористки в бакенбардах представляют образ размноженного, растиражированного Пушкина, одновременно всем известного и утратившего свою сущность. Пушкиных так много – который из них настоящий? Попробуй разберись. Потом я забрела на лекцию Алины Бодровой про Болдинскую осень, откуда меня переманили Вова Антипов и театр «Организмы» громкими призывами из буфета: они играли очередную сценку. Затем я поднялась на третий ярус, посмотреть инсталляцию Романа Муромцева, где театрально-художественно сформулировано, что такое Пушкин сегодня, и спустилась в сигарный бар: там Федор Софронов рассказывал про осмысление Пушкина современной академической музыкой. Было интересно и полезно. Где-то между посмотрела еще спектакль по «Каменному гостю»: мне показались любопытными начало и финал, середина была однообразна и скучновата – прием, который использовал режиссер, быстро себя исчерпал. Надеюсь посмотреть еще «Пир после чумы». А фестиваль интересен мне прежде всего как возможность увидеть современное искусство и театр, который создают молодые режиссеры, артисты, художники. Как сегодня они работают с именем классика и в каких формах? Здорово, что это происходит не где-нибудь на театральных задворках, а на большой сцене БДТ. Эта возможность дорогого стоит. Неожиданно в стенах академического театра прозвучал рэп-батл, оказалось, что это очень заразительное зрелище. Я осталась до конца, чтобы узнать, кто победит. Вообще, есть впечатление в целом от фестивального БДТ как большого перформанса, где каждый элемент скорее работает на общий замысел, чем представляет сам себя. Это увлекательная бродилка по историческому зданию: когда еще можно будет обойти все ярусы, заглянуть в обычно запертые залы и посидеть в сигарном баре – до этого момента не знала о его существовании. Надеюсь, продолжение следует, у нас еще много классиков, способных «зажечь» актуальное искусство.

Мария Скударнова, блогер Беспартерная 

Надо сразу сказать, что фестиваль получился очень крутой. Идея делать что-то про Пушкина в этом городе не может быть неудачной. Важно, конечно, место, где всё проходит. Когда БДТ принимает всех от рэп-батла до поэтических перформансов, а большое количество людей перемещается само по себе и делает что хочет, то это разрушает стереотипы, «рушит стены» академического здания. Азарта добавляет и то, что ты должен что-то выбрать – пойти на лекцию или на спектакль. Разные мероприятия, но ты можешь себе сказать, что сегодня я хочу не смотреть театр, а послушать про него. Это про твое внутренне стремление к чему-то новому в театре, и тут не должно быть сомнения что-то упустить. Зрителю нужно много свободы.
Мне удалось посмотреть «Каменного гостя», перформансы театра «Организмы», инсталляцию Ромы Муромцева и Кати Гофман, выставку Владимира Абиха. Посмотрела на Ваню Пинженина через глазок, как он пишет и одно из его стихотворений на экране. Рэп-батл вызвал восторг, потому что я сидела на лестнице напротив портрета Алисы Бруновны Фрейндлих и смотрела, как читают рэп. Такие, казалось бы, несовместимые в любом другом месте события здесь гармонично соединились. Сейчас побегу на mader nort, но потом мне надо уйти. Но это мой выбор и моя свобода. Круто, что театр дал мне возможность выбирать. Это крутой формат для такого свободного города, как Питер.

Полина Бояркина, литературовед-пушкинист, научный сотрудник ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом), ведущая канала «Госпожа главред» 

Фестиваль – не только в литературном или театральном пространстве, но и шире, в современной культуре – это отличный формат для любого человека, чтобы найти точку взаимодействия с произведением искусства прямо в моменте. Это такое пространство без границ и иерархий. Когда человек читает Пушкина, сидя у себя дома, – это одно восприятие и понимание, а когда происходит какое-то коллективное переживание, да еще и в каком-то непривычном формате, например рэп-батла, – это дает совсем другое восприятие: менее замыленное, более вовлеченное.
Мне было очень интересно увидеть, как режиссеры «читают» Пушкина и ставят его на сцене. Я как литературовед привыкла работать с текстами, о которых написано огромное количество литературы и уже есть как будто навсегда сложившееся представление о том, что хотел сказать автор. А сегодня и в «Каменном госте», и в «Пире после чумы» я увидела другое прочтение, актуальное сегодняшнему дню. Оно может не во всем быть мне близко, но это очень любопытно. Ведь это значит, что тексты по-прежнему живут и могут восприниматься по-новому, вокруг них могут выстраивать другие смыслы, а не только те, что мы вдоль и поперек изучили за двести с лишнем лет. А значит, и Пушкин по-прежнему живой, и именно поэтому он наше все.


Татьяна Ивановна Краснобородько, ведущий научный сотрудник, ученый хранитель Пушкинского рукописного фонда, кандидат филологических наук

Мне не приходилось прежде существовать в театре в таком свободном формате. На мой взгляд, получился своеобразный театральный верлибр: свобода выбора, свобода перемещения в пространстве.
Сразу же впечатлил променуар в фойе первого этажа (муралы Тиграна Костана, Василия Базелевса, Владимира Абиха) — пушкинская хроника, вызывающая улыбку. Очень уютно существовать рядом с надписью: «Собрались как-то в БДТ Пушкин, пушкинисты, пушкиноведы, пушкинианцы, пушкиноманы, пушкинолюбы…». Добавила бы - "пушкинодомццы". Это первый текст, который я увидела, войдя сегодня в театр. Он сразу настроил на добродушное настроение и неожиданные впечатления.
 А дуэльная история на третьем этаже («Выстрел в Пушкина», инсталляция Романа Муромцева и Екатерины Гофман), она и зрительски и фонически подготовила к последнему спектаклю «Пир после чумы». Это, пожалуй, самое сильное впечатление.
Еще удалось покричать на рэпе и "поболеть", выбирая победителя. Я немного постояла там, где дописывали «Русалку», но принять участие в ее написании не рискнула. Обратил на себя внимание мурал "Женщины Пушкина" (известный донжуанский список Пушкина) напротив лаконичного мурала «Няни Пушкина» c одной-единственной – Ариной Родионовной. Тех, кто хранит рукописи Пушкина, я бы назвала крестьянами болдинского помещика Александра Пушкина. А с таким барином, как наш Пушкин, Юрьева дня не ищут. С таким помещиком не расстаются.

Екатерина Ткачева, кандидат искусствоведения, доцент кафедры театрального искусства РГПУ им. А. И. Герцена

Вечер заканчивается, и у меня море впечатлений. Во-первых, как у лектора, в этом качестве я впервые в этих стенах. Мне кажется, очень органично получилось говорить о Пушкине и об образах пушкинского творчества здесь и именно сейчас. Мне было очень интересно читать эту лекцию и отвечать на вопросы, быть частью этого безумного события и смотреть со стороны на творцов этого события. Я застала лекцию своей коллеги о «Маленьких трагедиях», я посмотрела «Моцарта и Сальери» – и я в восторге. Здорово, что они все такие разные и я, конечно, на стороне Моцарта. Визуальная часть «Пира после чумы» навсегда останется в моей памяти. Пушкин с точки зрения апокалипсиса и зомби-апокалипсиса – наверно, пришло время об этом говорить. Конечно, Хор Дурацкого живет в моем сердце, они открывали и закрывали фестиваль. Это такая правильная нота, уважительная и в то же время хулиганская. Очень жалко, что все заканчивается: еще пару часов – и мы бы всё успели. Спасибо организаторам, спасибо фестивалю.

 



Пресса