Основная сцена БДТ

Материнское сердце

Спектакль Андрея Могучего
по мотивам рассказов Василия Шукшина, текстов Николая и Елены Рерих
и стихотворений Козьмы Пруткова

Российская Национальная театральная Премия «Золотая Маска» – 2023:
Специальная премия жюри драматического театра — Большому драматическому театру им. Г.А. Товстоногова
«За спектакль “Материнское сердце” и создание образа русской женщины в воплощении актрисы Нины Усатовой»




Сюжет спектакля строится вокруг рассказа Василия Шукшина «Материнское сердце». В центре сюжета — история простой русской женщины Авдотьи Громовой, которая  на стареньком мотоцикле «Урал» через всю страну советскую едет в Москву, чтобы спасти сына Витьку от тюрьмы. Дорога предстоит длинная, много людей повстречает Авдотья по пути, и у каждого — своя судьба, своя история, свое горе. Но необъятно сердце матери — большое, сильное, бескрайнее, как страна, — каждому поможет Авдотья, от каждого беду отведет... А сына спасет ли?..

Андрей Могучий, режиссер-постановщик:

«Рассказ “Материнское сердце” у Шукшина как будто не дописан. Парень по имени Витька совершил идиотский поступок, угодил в милицию и, соответственно, в тюрьму. Мать, а как иначе, готова на все, только бы спасти свое дитя. И вот едет она в “краевые” к “добрым людям” в надежде вымолить или выкупить свободу для сына. Так заканчивается рассказ. Нам же показалось, что это только начало длинного долгого пути по дорогам родной страны, что трагедия сына - это только повод для путешествия в сторону исследования души русского человека. Вывести историю на эпический уровень, уровень притчи, сказки показалось уместной и интересной задачей. Именно поэтому в спектакле парадоксальным образом появились стихотворения главного русского абсурдиста XIX века Козьмы Пруткова, фрагменты сочинений Николая и Елены Рерих, в частности, из “Этики Сердца”. У Шукшина эпичность, широта тоже есть — есть и во многих рассказах, и, конечно, в романах. Проблема русского характера, мучившая Шукшина, путь русского человека и судьба русской земли — драма, которой Шукшин изболелся. Каждая строчка у Шукшина пропитана болью, жаждой истины и любовью к простому человеку, надеждой на его счастливое будущее (тем, кто давно не читал первоисточник, настоятельно рекомендую)».

При создании сценария спектакля использованы рассказы Василия Шукшина: «Материнское сердце», «Осенью», «Нечаянный выстрел», «Забуксовал», «Как мужик переплавлял через реку волка, козу и капусту», «Далекие зимние вечера», «На кладбище», «Залётный», тексты Николая и Елены Рерих и стихотворения Козьмы Пруткова.

В постановке занято несколько поколений артистов БДТ, от народных — до студентов мастерской Андрея Могучего: Нина Усатова, Андрей Феськов, Виктор Княжев, Григорий Чабан, Юлия Дейнега, Дмитрий Воробьев, Анатолий Петров, Сергей Лосев, Евгений Чудаков, Юрий Ицков (артист театра на Васильевском),  Мария Лаврова,  Александр Ронис, Ольга Ванькова, Геннадий Блинов, Марьяна Карпова, Никита Васильев (студент мастерской А. Могучего) и многие другие артисты БДТ.

Отзывы на спектакль «Материнское сердце»

Надежда Васильева (Балабанова), художник по костюмам

Этот спектакль для меня. Я не увидела там "чудиков". Это люди - нормальные, хорошие, замечательные. Я только с такими общаюсь в жизни и очень их люблю. Солдатик, который рассказывал про встречу свою на кладбище с Божьей матерью — я аж заплакала, потому что всю жизнь мечтала ее встретить и еще не теряю надежды. Спектакль замечательный. Я счастлива, что Могучий возродил БДТ по второму разу. Я в БДТ выросла, когда был Товстоногов. И сейчас я такое счастье испытала, посмотрев «Три толстяка» и «Материнское сердце». Когда я увидела мотоцикл «Урал», мне это было как бальзам на сердце. В своей жизни я горжусь, что работала на «Грузе 200» у своего Балабанова. И этот «Урал», и эта мать, и этот спектакль — он до такой степени мой оказался, я этого не ожидала. И это не "чудики", это люди, среди которых я хочу жить. И я надеюсь, что они никуда не денутся и будут продолжать жить с нами.

Мария Трегубова, сценограф

Я под огромным впечатлением. Это какой-то мир, в который ты проваливаешься и начинаешь по его законам существовать, эти законы одновременно постигая, потому что они всё новые и новые. У меня есть одна подруга, которая эмигрировала в Америку много лет назад и потом приехала. Она как-то сказала мне: «Знаешь, по чему я скучаю? Там очень много проблем, много тоже боли, но это боль не моя. Этот мороз меня не морозит, эта боль у меня не болит. А здесь – болит». Я вспомнила эти слова сегодня, потому что все прямо болит. Это главное: и смешно — и болит.

Анвар Либабов, артист театра и кино

В 15 лет я в первый раз прочитал Шукшина «Беседы при ясной луне». Характеры, герои в моем воображении были более гротесковые, чем в тексте. Я сам вырос в провинции, эти характеры мне близки. И чем они гротесковее, чем более выпуклы, тем лучше мысль Шукшина прочитывается. О чем спектакль? О нас. Обо мне. И о вас.

Манас Сираканян, кинорежиссер

Первое, что приходит на ум, это жанр, который я для себя определил как русская сказка. И исходя из этого в спектакле есть много традиционных для сказки элементов. Тут мы видим и разные эпические, и разные мифические элементы. Тут и дорога, и смерть, и свадьба, и пересечение реки жизни — чего тут только нет. Но это русская сказка, поэтому мы здесь видим много русских архетипов, которые, кстати, могут уже быть непонятны самому молодому поколению зрителей. Потому что даже я элементы происходящего на сцене опознаю, узнаю и интерпретирую, благодаря знакомству с позднесоветской культурой, которую я уже не переживал лично, но они знакомы мне из литературы, из фильмов. Я не знаю, сильная это сторона спектакля или, может быть, она сделает его трудно понятным для более молодого зрителя. Но тем интересней это, может быть, будет для них, потому что они увидят некоторые элементы, которые в их жизни уже не встречаются. А так от сказки всегда ждешь хэппи энда, и в конце остается светлое чувство, это приятно. 

Юлия Тарнавская, журналист

Это феноменальное абсолютно зрелище, которое необходимо увидеть всем и каждому. Ты приходишь на спектакль — и уходишь оттуда совершенно другим человеком. Потому что это про любовь, это про душу, это про удивительный русский характер, где предельная наивность сочетается с какой-то космической мудростью. Это про абсолютное всемогущество какого-то душевного порыва. Это феноменально позитивный спектакль. Люди иногда плачут в первом акте — и хохочут, весь зал умирает от смеха в третьем. Это очень позитивно, это вещь, которая дарит надежду. Большая, большая удача. Я очень поздравляю весь театр, Андрея Анатольевича Могучего, всех артистов. Я написала уже, кажется, всем своим друзьям о том, что им нужно немедленно всеми правдами и неправдами раздобывать возможность прийти на этот спектакль. Это правда очень круто. Первое действие проносится очень быстро, несмотря на то, что оно самое длинное. А третье действие, это заряд энергии надежды — фантастическая история, просто фантастическая. 

Ася Крумина, театральный блогер

Нам очень понравился спектакль. Мне понравилось в нем все: как он собран, как сделан, и очень органична в нем Нина Николаевна Усатова в роли матери, в роли Руси. Именно так, мне кажется, Шукшин писал. И если этот спектакль пересматривать как все гениальное, он не актуальный — вот я так скажу про него. Как раз классический: он отвечает на вопросы не сегодняшнего дня, а вообще. Актерские работы — глаз невозможно оторвать. От Андрея Феськова, который тут рассказчик — мы сначала не посмотрели программку и не проассоциировали его с Чичиковым сразу. И у меня был к Фаусту отсыл, к черту, к рыси какой-то — это зло, мерзость, которая в каждом есть и проявляется. Зло находится внутри тебя, а не где-то кто-то виноват. Да, актерские работы не позволяют заскучать. Я искренне, честно, ни разу не посмотрела на часы. Сейчас, конечно, все хотят развлекаться. Но тут есть энтертейнмент — Ленин какой прекрасный, вот это все. Чувство радости меня переполняет. То, что спектакль не выйдет из головы еще неделю – это совершенно точно. Будет так или иначе будоражить, какие-то будут всплывать детали, вопросы. Последняя часть, третье действие — оно такое развлекательное. Этого же не может быть, чтобы Ленин встал, разговаривал, буддийская эта инсценировка. Конец-то крутой. Потому что обычный человек думает: "ну, кто виноват"? Ну, кто-то виноват — и гонит этого Чичикова как метафору зла. Победить его, поймать и уничтожить. А надо посмотреть внутрь себя, что в тебе плохого. 

Наталья Яковлева, бизнес-аналитик и айти-специалист

Шукшин – писатель, наиболее близкий к пониманию русского человека. Этот спектакль нужно рассматривать как исследование природы русского человека. Это сказка, классическая русская сказка, с фабулой, с героями и поисками себя. Это классический русский сюжет, который нужно посмотреть всем, чтобы заглянуть внутрь себя и понять наши корни. Актеры настолько эмоционально выразительны, и сам диалог в себе содержит уже действие, и это держит твое внимание, не дает заскучать. Это не Достоевский, а очень простой, понятный, ясный язык. Само действие содержится в том, что рассказывают тебе люди со сцены. И третий акт — очень логичный, потому что то, что нагнетается в первом и втором, должно иметь какой-то выплеск. И этот выплеск — в апофеозе — Ленин, да? Это напрашивается. Махатма-Ленин — он задает такие вопросы без ответа — и ты выходишь в состоянии подъема, величия в размышлении.

Зрители:

Влада и Дарья, студентки РГИСИ

Это очень интересно, очень здорово. Действительно погружаешься. Я и всплакнула несколько раз. По-моему, это очень здорово. Над этим спектаклем придется подумать. Я в первый раз в БДТ, я "прожила" игру актеров. Сценография меня впечатлила как театральное пространство — это чудесно. Это спектакль о человеке. О любви.

Денис, зритель 

Мне спектакль напомнил мое детство. Когда-то в четырнадцать-пятнадцать лет я ходил в театр и смотрел спектакли, где кровать — кровать, сено — сено, вода — вода: никаких условностей, никаких придумок, о которых бы я догадывался-сидел — все ясно и понятно. Правда, сейчас я далеко сижу и не вижу, что там на экране показывается, но я догадываюсь, что там все еще лучше. Посмотрим, что будет дальше. О чем спектакль? Мать. Сердце. Я маму свою вижу, я бабушку свою вижу, всех тех женщин, которые в клане моем стоят — они все такие. 

Наталья, зритель

Во-первых, хочу сказать, что люблю творчество Шукшина, и «Материнское сердце» — один из любимых его рассказов. Я с большой надеждой шла на этот спектакль, и я получила даже больше, чем ожидала. Потому что, мне кажется, в постановке раскрыты такие пласты произведения, которые даже лейтмотивом проходят в произведении, но может быть читателю самому было до них не додуматься — а здесь этот раскрыто глубоко и мощно. Я почитала, что тут не только «Материнское сердце», но и по мотивам других его рассказов, но мне кажется, что полная картина по творчеству Шукшина ему самому бы очень понравилась.

Яна, зритель

Спектакль очень яркий, спектакль очень сильный. Действие спектакля происходит в сибирских краях, на берегу реки Катунь — это великая алтайская река. С этой рекой связано огромное количество легенд, и самая красивая из них и актуальная для этого спектакля — это о том, что в начале своего пути Катунь очень мрачная, мощная, бурная, с черными камнями, с черными водами. А чем дальше она спускается к людям, тем светлее, лучезарнее и спокойнее становится река. Как говорят алтайские шаманы, в начале пути с рекой играют злые духи горные, поэтому она такая бурная, мрачная. А чем ближе она к людям, тем она чище, светлей, благодаря матерям и их большой любви. Именно они очищают реку своей любовью материнской. И когда река уже спускается к детям, к людям, она такая ласковая, нежная и лучезарная. Спектакль действительно производит великолепное впечатление. 

Творческая группа и исполнители
Творческая группа
Режиссёр-постановщик

Андрей МОГУЧИЙ

Сценография и костюмы

Александр ШИШКИН

Сценарий

Светлана ЩАГИНА

Художник по свету

Константин УДОВИЧЕНКО

Саунд-дизайн

Алексей ТИТОВ

Звукорежиссеры

Владимир ГУРИН
Евгений МАРКОВ

Видеоинженер

Валентин ГРОМАКОВ

Видеооператоры

Николай ЕЛФИМОВ
Сергей ТИМОШЕНКО

Ассистенты режиссера

Михаил ВОРОТНИКОВ
Лиза ДОРОНИЧЕВА

Ассистенты художника

Карина ИМАМОВА
Денис КОРОТКЕВИЧ

Анимация рисунков

Михаил СОЛОШЕНКО

Технический директор постановки

Светлана ЗАЙКИНА

Дежурный режиссер

Михаил ВОРОТНИКОВ /
Арсений БЕХТЕРЕВ


Помощники режиссера

Людмила КУЗНЕЦОВА
Евгения ПЕТРОВА

Выпускающий заведующий художественно-постановочной частью

Андрей КУДРЯШОВ

Выпускающий продюсер

Дарья ДОБРЫНИНА

Исполнители
Авдотья Громова, мать

народная артистка России
Нина УСАТОВА

Чичиков, аферист, жулик, представитель потусторонних сил

Андрей ФЕСЬКОВ

Витька Громов, сын Авдотьи

Григорий ЧАБАН

Милиционер Мельников

Виктор КНЯЖЕВ

Рита

Ольга ВАНЬКОВА /
Алёна КУЧКОВА

Мать в молодости

Ольга ВАНЬКОВА /
Александра ЮДИНА

Витька Громов в детстве

Демид МАРТИРОСЯН

Фёдор

Александр РОНИС

Ромка Мельников

Лиза ДОРОНИЧЕВА

Участковый / Проводник в поезде

Денис ЗЫКОВ

Старший милиционер

Геннадий БЛИНОВ

Прокурор

Сергей ГАЛИЧ

Михаил Сергеевич, зав. отделением больницы

заслуженный артист России
Сергей ЛОСЕВ

Суворов / Учитель литературы

заслуженный артист России
Дмитрий ВОРОБЬЁВ

Курносый

Никита ВАСИЛЬЕВ

Лобастый

Алексей ВИННИКОВ

Софронов

Вадим КОЛПАКОВ

Наташа, медсестра

Варвара ПАВЛОВА

Андрей

заслуженный артист России
Анатолий ПЕТРОВ

Филипп

народный артист России
Юрий ИЦКОВ
(артист Театра на Васильевском)

Павел

заслуженный артист России
Евгений ЧУДАКОВ

Сын Павла

Антон ШВАРЦ

Анна

заслуженная артистка России
Мария ЛАВРОВА

Солдат Илья

Александр КОНОНЕЦ

Махатма Ленин

Юлия ДЕЙНЕГА

Подружка Риты / жена Мельникова

Марьяна КАРПОВА

Шофёр

Дмитрий СМИРНОВ

Нянечка в больнице

Елена ЯРЕМА

Милиционеры в отделении

Виктор АЛЕЕВ
Никита ВАСИЛЬЕВ
Михаил СОЛОШЕНКО

Мужики у винного ларька

Алексей ВИННИКОВ
Дмитрий СМИРНОВ
Иван КАНДИНОВ /
Эльдар САФИКАНОВ

Гости на свадьбе

Геннадий БЛИНОВ
Володя БОГДАНОВ
Виктор БУГАКОВ
Алексей ВИННИКОВ
Марьяна КАРПОВА
Глафира ЛАВРОВА
Александр РОНИС
Иван КАНДИНОВ /
Эльдар САФИКАНОВ
Евгений СОЛЯКОВ /
Алексей ФАЛИЛЕЕВ
Диана ШИШЛЯЕВА
Елена ЯРЕМА

Родственники на похоронах

Сергей ГАЛИЧ
Демид МАРТИРОСЯН
Варвара ПАВЛОВА
заслуженная артистка России
Екатерина ТОЛУБЕЕВА

Солдаты в поезде

Виктор АЛЕЕВ
Геннадий БЛИНОВ
Виктор БУГАКОВ
Никита ВАСИЛЬЕВ
Алексей ВИННИКОВ
Сергей ГАЛИЧ
Иван КАНДИНОВ /
Эльдар САФИКАНОВ
Дмитрий СМИРНОВ
Михаил СОЛОШЕНКО
Антон ШВАРЦ

Пассажиры в поезде

Володя БОГДАНОВ
Глафира ЛАВРОВА
заслуженная артистка России
Екатерина ТОЛУБЕЕВА
Александр РОНИС
Диана ШИШЛЯЕВА
Елена ЯРЕМА

Буддистские монахи

Виктор АЛЕЕВ
Елена БЕЛКИНА
Геннадий БЛИНОВ
Виктор БУГАКОВ
Никита ВАСИЛЬЕВ
Алексей ВИННИКОВ
Сергей ГАЛИЧ
Вадим КОЛПАКОВ
Иван КАНДИНОВ /
Эльдар САФИКАНОВ
Дмитрий СМИРНОВ
Михаил СОЛОШЕНКО
Антон ШВАРЦ


Премьера — 24.04.2022
Продолжительность спектакля — 4 часа 20 минут с двумя антрактами.
Спектакль предназначен для зрителей старше 18 лет.
Пресса