«Пьеса о хороших людях» — именно так определяет жанр спектакля режиссёр
Константин Богомолов: «Слава» спаяна по голливудским канонам. Сюжетная и композиционная рифма там важнее идеологии. …Мулен-Руж такой, когда герои танцуют-танцуют, а потом оказываются танцующими в космосе, и выстукивают степ по планете Земля.
…Пьеса пафосно называется «Слава», но она сама несет разрушение этого пафоса. Гусев использует идеологические формы, чтобы пропагандировать вполне гуманистические идеи: что страх легитимен, что человеку позволено бояться погибнуть, что не надо лезть на амбразуру. Это антимилитаристская идеология строительства спокойной мирной жизни. В пьесе проигрывает тот герой, который готов идти на жертву.
Гусев сумел удивительным образом встроившись в сталинистские формы, маскируя свои истории этими марксистскими максимами, продвигать совершенно другие мысли, чувства и настроения.
И задача команды спектакля не рисовать впрямую ужасы сталинизма, а воспроизвести наш советский «Ла-Ла Лэнд». Осуществить чистой воды сталинский мюзикл и посмотреть, как на него будет реагировать зритель».
Из интервью К. Богомолова изданию «Собака.ru»
Историческая справка
Виктор Михайлович Гусев (1909–1944) — один из самых востребованных поэтов своего времени, переводчик, драматург, сценарист. Сотрудничал с режиссёрами И. Пырьевым, И. Хейфицем, М. Роммом: Гусев — автор стихов песен к фильмам «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны» и других, ставших классикой отечественной популярной музыки 30–40-х. С 1935 года Гусев пробует свои силы в драматургии. «Слава» — первая из семи пьес автора. Премьера «Славы» в режиссуре Сергея Морщихина состоялась на сцене Большого драматического театра имени Горького 21 мая 1936 года и на протяжении нескольких лет считалась самой популярной постановкой. К 1939 году «Слава» с неизменным аншлагом была сыграна 209 раз, установив своего рода рекорд: на тот момент ни один спектакль БДТ не пользовался таким успехом.
Виктор Гусев только завоёвывал статус драматурга. Именно «Слава» — стихотворная пьеса о двух инженерах, каждый из которых делает нравственный выбор, утвердила Гусева в новом качестве. Иначе говоря, «Слава» принесла своему автору настоящую славу. В 1936 года пьесу активно ставили драматические театры по всей стране, но именно в БДТ В. Гусев лично принимал участие в подготовке спектакля. Режиссером «Славы» выступил С. Морщихин, а художниками —Г. Бибиков и А. Самохвалов (ученик К. Петрова-Водкина). Актерский состав постановки включал в себя таких выдающихся артистов Большого драматического театра, как К. Скоробогатов, А. Лариков, В. Софронов, Б. Полицеймако.
Песни, звучавшие во время спектакля, написаны композитором В. Волошиновым на стихи В. Гусева — тогда прославленного поэта-песенника, поэтому музыкальное сопровождение постановки вызывало у зрителей самое горячее признание. В премьерной программке «Славы» даже были напечатаны ноты и слова «Песни о двух друзьях». Любопытно, что позднее из музыки к спектаклю Волошиновым была создана одноименная опера «Слава», которая тоже имела успех.
На групповом снимке все участники исторической постановки «Славы», включая и самого драматурга. Сидят (слева — направо):
Н. Бойцов (художник по свету), А. Лариков, С. Рухман (руководитель постановочной части), С. Морщихин (режиссер-постановщик), А. Самохвалов (художник), В. Гусев (драматург), Г. Бибиков (художник), Е. Никитина; cтоят (слева — направо): М. Щуко, Н. Крюков, М. Федосова, Г. Хованов, В. Полицеймако, А. Ефимова, Л. Мухин, В. Нарыков, Г. Самойлов, Н. Корчев, К. Скоробогатов, Н. Корн, Д. Вольперт, В. Софронов, сотрудник БДТ (фамилия неизвестна).