В 2024 году мы начали диалог с Александром Сергеевичем Пушкиным. В проекте «Опыты драматических изучений» молодые режиссеры Арсений Мещеряков, Арсений Бехтерев и Александра Толстошева обратились к пушкинскому циклу «Маленькие трагедии». Репертуар БДТ пополнили три спектакля: «Каменный гость», «Пир после чумы», «Моцарт и Сальери». Каждый из режиссеров задавал вопросы великому классику, примеряя его произведения на нашу сегодняшнюю действительность. Можем ли мы узнать себя в героях прошлого? Многое ли переменилось в наших мыслях, чувствах и поступках спустя 200 лет?
Попытка найти ответы вылилась в большой фестиваль «НАШЕ ВСЁ. ОПЫТ 1.», проведенный в январе 2025 года. Вопросы к Пушкину оказались вопросами к самим себе, к нашей истории и миру вокруг. Другой русский классик Николай Васильевич Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла». Разговор о Пушкине не может быть ограничен ни биографией писателя, ни его произведениями. Он вбирает в себя историю и традиции, классику и современность, миф и подлинность, жизнь и смерть.
«НАШЕ ВСЁ. СИМПОЗИУМ» – продолжение диалога с великим классиком. Мы ищем в себе его отражения – ту очищенную красоту, которую Пушкин оставил нам в наследство. Мы обращаемся к разным формам культурной памяти, чтобы преодолеть разрыв времени, найти опору в настоящем и проложить дорогу в будущее.
22 марта на Основной сцене БДТ пройдут спектакли:
15:00 «Каменный гость»
19:00 «Пир после чумы»
На Второй сцене БДТ (Каменноостровский театр):
19:00 «Моцарт и Сальери»
События, окружающие спектакли – от лекций до фестиваля – формы коммуникации с Александром Сергеевичем Пушкиным, отправной точкой для которых стали спектакли Арсения Мещерякова, Арсения Бехтерева, Александры Толстошевой.
Посетить события программы «Наше все. Симпозиум» можно при наличии билета на спектакли «Каменный гость», «Пир после чумы», «Моцарт и Сальери» 22 и 23 марта.
Зрители могут выбирать отдельные события программы «Наше все. Симпозиум» или сходить на все. Покидать театр на время спектаклей не обязательно – для зрителей весь день будет работать буфет.
Количество мест на каждое мероприятие ограничено.
На протяжении всего дня будет работать телеграм-канал «Опыт первый» – перформативный проводник по событиям программы «НАШЕ ВСЁ. СИМПОЗИУМ». Он был создан специально для фестиваля «Наше все. Опыт 1.» и стал формой цифровой документации диалогов с Александром Сергеевичем Пушкиным, проводимых в театре.
ПРОГРАММА:
13:30 – 14:50 Лекция «Уроки литературы и театр: в поисках смыслов» (Зрительский буфет Основной сцены)
Почему сегодня читатель больше зритель? Как современный театр может стать ресурсом, позволяющим формировать интерпретационные навыки как у учеников, так и у взрослых зрителей? Каким образом можно учиться анализировать спектакль как отдельное произведение искусства? Как выстроить диалог с литературным текстом самостоятельно и в школе? Зачем смотреть и говорить про экспериментальные постановки? Как искусство расширяет наши представления о себе и мире, дает уникальный опыт для саморазвития? Поговорим обо всем этом на лекции на практических примерах, в том числе про спектакли БДТ: «Каменный гость», «Пир после чумы», «Моцарт и Сальери».
Спикер:
Антон Ткаченко – кандидат педагогических наук. Учитель словесности, заместитель директора по воспитательной работе частной школы «Золотое сечение» (Москва). Руководитель театральной студии школы «Золотое сечение». Автор статей по методике обучения литературе. Автор учебно-методического пособия «Уроки литературы и театр: возможности цифровой эпохи» (2024). Куратор программы «БДФ.Школа». Методист программы «Учитель для каждого».
16:45 – 18:15 Симпозиум «Наследники» (Большое зрительское фойе Основной сцены)
«Вечное всегда носит одежду времени, и одежда эта так срастается с людьми, что порой под историческим мы не узнаем сегодняшнего, нашего, то есть в каком-то смысле мы не узнаем и не понимаем самих себя», - писал Юрий Михайлович Лотман, крупнейший исследователь жизни и творчества Пушкина.
Продолжая разговор о Пушкине, классике и ее сценических интерпретациях, мы обращаемся к традиционной форме встречи – симпозиуму. Само слово «симпозиум» восходит к древнегреческому συμπόσιον, что переводится как «пиршество». Сегодня он утратил черты античных веселий и воспринимается как научная конференция, посвященная конкретному вопросу. Мы объединяем понятийные представления прошлого и настоящего, собирая за одним столом зрителей и участников, среди которых представители разных специальностей и герои разных поколений: пушкиноведы, театроведы, музыканты, ученые, писатели и журналисты.
На симпозиуме мы будем говорить о традициях. Как они возникают и складываются? Можем ли мы сегодня понять, кто из современных художников станет классиком, какие повседневные ритуалы войдут в культурную привычку? Что такое традиция – сдерживающий фактор или поле для инновации? Может ли обращение к прошлому помочь найти опору в настоящем, расширить представления о себе и мире вокруг, и построить мост в будущее? Что мы получили в наследство от предков и какой опыт передадим потомкам?
Модератор:
Софико Шеварднадзе – теле- и радиожурналист, автор и ведущий программ, колумнист и интервьюер ведущих российских изданий.
Спикеры:
Татьяна Черниговская – доктор наук (физиология, теория языка), академик Российской академии наук, Заслуженный работник высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ, профессор СПбГУ. Директор Института когнитивных исследований СПбГУ.
Дмитрий Баранов – кандидат исторических наук, заведующий отделом этнографии русского народа РЭМ.
Дмитрий Данилов – писатель, драматург, поэт. Автор восьми книг прозы, пяти книг стихов и шести пьес. Спектакли по пьесам идут более чем в 70 театрах России и других стран, в том числе в театрах «Практика», «Современник», «Мастерская Петра Фоменко», «Театр.doc». В 2020 г. по пьесе «Человек из Подольска» был снят одноименный полнометражный фильм.
Алексий Ковальчук – священник РПЦ, научный сотрудник РХГА, исследователь немецкой философии и теологии, автор телеграм-канала «Дневник ясности».
Вениамин Золотухин – кандидат филологических наук, младший научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН.
Николай Комягин – актер, музыкант, композитор, искусствовед.
Николай Песочинский – кандидат искусствоведения, историк театра, театровед, театральный критик, профессор РГИСИ.
Юрий Сапрыкин – журналист и критик, основатель проекта о русской литературе «Полка», руководитель спецпроектов медиа Кинопоиска, в прошлом – главный редактор журнала «Афиша».
20:15 Певческая встреча с ансамблем Толóка «Не в моде теперь такие песни?» (Большое зрительское фойе Основной сцены)
В период михайловской ссылки (1824-26 гг.) и во время поездки в Оренбургскую губернию (сентябрь 1833 г.) Пушкин собирал и записывал народные песни. Ансамбль Толóка совершает экспедиции в деревни и записывает песни со слов старейших их жителей.
«Не в моде теперь такие песни?» – этим вопросом мы обращаемся к современникам, исследуя, что такое традиционность и как она воспринимается в русской народной песне.
Ансамбль Толóка погружается в смыслы настоящих старинных песен, исследует их актуальность сегодня. Какой конфликт скрыт за яркой музыкой? О чем пели? Какой была жизнь, отраженная в этих песнях. Название ансамбля Толóка означает форму деревенской взаимопомощи, работу крестьян сообща. На песенной встрече мы вместе с публикой по-новому услышим народные песни, попробуем понять их смыслы и связь с нашей сегодняшней жизнью.
Сообща мы проживем эмоциональный опыт этого дня, обращаясь к песенному наследию наших предков, отражающему образ мысли и душевные переживания русского народа.
КУРАТОРЫ:
Арсений БЕХТЕРЕВ
Александрина ШАКЛЕЕВА
Театровед, театральный критик и куратор. Член Экспертного совета «Золотой маски» (2021/22, 2022/23). В разные годы была куратором / программным директором фестивалей «Маска Плюс», «Территория. Kids», «Кто ты и откуда», резиденции «Архивация нас» и др. Куратор ряда спектаклей, попадавших в номинации и лонг-листы «Золотой Маски», в список 100 лучших молодёжных проектов на Russian creative week – 2022.
Возрастная рекомендация: 16+
УСЛОВИЯ ПОСЕЩЕНИЯ:
Посетить «НАШЕ ВСЁ. СИМПОЗИУМ» возможно только при наличии билета на спектакли «Каменный гость», «Пир после чумы», «Моцарт и Сальери» 22 и 23 марта.
Билеты — на сайте театра в разделе АФИША и в кассах БДТ (наб. реки Фонтанки, 65 и пл. Старого театра, 13).